Главная Ссылки Связь 



Темно-серое здание, увенчанное мощной башней со шпилями, производит весьма внушительное впечатление и вызывает восхищение строгой и гармоничной чистотой линий, ярким воплощением истинной готики.
О почтенном возрасте Домской церкви свидетельствует первое упоминание о ней в 1233 году. В средние века каменная громада главенствовала над всей Большой крепостью, сурово и властно возвышаясь над теснившимися вокруг нее домами вассалов. На долю Домской церкви выпало немало испытаний, и каждое из них влекло перестройки, менявшие ее облик. Когда-то это была однонефная церковь с прямоугольной алтарной частью. 6 июня 1684 года на холме Тоомпеа вспыхнул пожар. Разбушевавшийся огонь уничтожил все постройки крепости, сильно пострадала и церковь. Об этом бедствии напоминают высеченные на одном из церковных колоколов слова: «Пришел огненный жар и расплавил меня, а весь Тоомпеа сгорел дотла. Через год я был отлит в эту форму, и нарекли меня Колоколом Марии». После пожара Домская церковь была перестроена и получила облик базилики готического стиля. Башня с кивером увенчала здание в 1779 году. В таком обновленном виде оно и сохранилось до наших дней. За массивной дверью под стрельчатой аркой — несколько ступеней. В давние времена прихожане должны были подниматься вверх, а теперь, в результате образования так называемого культурного слоя на окружающей церковь площади, ступени ведут вниз. Внутри здания ощущение давно минувших столетий создают многочисленные эпитафии и гербы на стенах; на каменном полу, выщербленном и стертом поколениями людей, — надгробные плиты. Долгие годы церковь служила усыпальницей. Правом захоронения в ней пользовались только дворяне и видные представители купечества. Вот, например, одна из надгробных плит: на ней под высеченным на камне геральдическим знаком Таллинна — три лежащих льва — изображен бык: здесь похоронены горожане, принадлежавшие к цеху мясников. В Домской церкви находится гробница шведского полководца Понтуса Делагарди и его жены, дочери шведского короля Юхана III. Это великолепный по художественному исполнению образец стиля ренессанс, созданный таллинским камнерезом Арентом Пассером в 1589—1595 гг. Наибольший интерес представляют вырубленные из камня фигуры супругов в натуральную величину, а также барельефы по бокам саркофага. На одном из них изображена осада города Нарвы. Над саркофагом — эпитафии в сложном декоративном обрамлении. Арент Пассер создал также плиты для саркофагов шведских военачальников Карла Хорна и Отто фон Юкскюля — они находятся у южной стены алтарной части церкви. С мастерством другого таллинского камнереза — Ганса фон Акена — нас знакомит надгробный памятник шведскому гофмаршалу Олофу Рюнингу.
ДомскаяВ этой церкви похоронен также адмирал русского флота Самуил Грейг, герой Чесменского боя (1770 г.), закончившегося поражением турецкого флота. Мраморный саркофаг выполнен по проекту петербургского архитектора Джакомо Кваренги, а исполнителем, по предположениям специалистов, является известный русский скульптор Иван Мартос.
В 1846 году в Домской церкви был похоронен адмирал Иван (Адам) Крузенштерн, первый русский моряк, совершивший кругосветное путешествие. На погребение И. Крузенштерна потребовалось специальное разрешение, так как хоронить в церкви было запрещено в конце XVIII века. Надгробный памятник русскому моряку-путешественнику — последний из воздвигнутых в Домской церкви. Несомненную историческую и художественную- ценность представляет хорошо сохранившийся деревянный резной алтарь работы резчика Кристиана Аккермана в стиле барокко — еще одно свидетельство высокого таланта таллинских мастеров. А теперь пройдемся по узким улочкам, заглянем в каменные дворики; представим себе быт тех, кто жил когда-то в этих одряхлевших от времени, плотно прижатых друг к другу домах.
За Домской церковью, в конце улицы Тоомкооли стоит ничем не примечательный дом. Это дом-счастливчик, один из старинных жилых домов на холме. Его по какой-то непонятной случайности пощадил пожар 1684 года, уничтоживший дотла весь Вышгород. А неподалеку от Домской церкви — бывший дом Рыцарского собрания. Построено здание в 1840 году. Флигель, выходящий на улицу Кохту, относится к более раннему периоду. Ныне здесь помещается библиотека. Ей присвоено имя Фр. Р. Крейцвальда — создателя эстонского народного эпоса «Калевипоэг».
На улице Кохту, 8 находится бывший дворянский особняк, построенный в стиле классицизма. Фасад его, выходящий на улицу, более скромен, но со стороны, обращенной к отвесной стене холма, здание украшено величественным портиком с изящными ионическими колоннами.
Есть на Вышгороде открытые площадки, которые туристы, имея на то бесспорное право, называют смотровыми. Особенно популярны две из них. Пройдем мимо уже знакомых вам зданий Домской церкви и бывшего дома Рыцарского собрания, повернем на улицу Рахвакохту, пересечем двор дома № 3 — и вот одна из смотровых площадок.
Отсюда вам откроется вид на голубеющий вдали Таллиннский залив и полуостров Копли. Легкий, свежий ветер донесет до вас волнующий запах моря, гортанные крики чаек.
Вдохнем еще раз живительные запахи ветра и моря и снова нырнем в лабиринт узких коротких улочек, каменных тесных дворов, и выйдем на уютное открытое плато, окаймленное каменной балюстрадой — это и есть вторая смотровая площадка.
Можно с уверенностью сказать, что ни один из обладателей фотоаппарата не смог и не сможет устоять против соблазна немедленно запечатлеть на пленке (особенно на цветной) панораму раскинувшегося внизу Старого города. Она поистине живописна. Старый город окружен подковой Нового города — отсюда, с высоты площадки, хорошо виден его центр. И в этом органичном смешении времен и стилей также есть свое очарование.
ДомскаяС Вышгорода в Нижний город можно спуститься несколькими путями: по ступенькам Паткулевской лестницы, по улице Тоомпеа, лежащей между Харьюмяги и Линдамяги, но, пожалуй, лучше воспользоваться улицей Пикк-Ялг (Длинная нога). До XVII века она была единственной дорогой, связывающей Вышгород и Нижний город. Вступив на эту улицу, вы почувствуете себя как в глубоком рву: с двух сторон ее обрамляют высокие стены из известняковых плит. Этими стенами в середине XV века непокорный Нижний город отгородился от властолюбивого Вышгорода. В настоящее время по Пикк-Ялг разрешается только пешеходное движение, но для тех, кто в прошлые столетия имел право въезжать сюда на телегах или в экипажах, дорога не была легкой. Подниматься круто вверх трудно было лошадям, а когда они неслись вниз по улице, приходилось проявлять свое искусство кучеру. В путевых заметках английской писательницы Элизабет Ригби, находившейся в Таллинне в 1838—1841 годах, говорится: «Чтобы предотвратить столкновение экипажей, кучера громкими криками извещали о своем приближении. Сторож, стоящий в воротах, тоже должен был кричать во весь голос, чтобы въезжающие на Пикк-Ялг успели вовремя посторониться». Кстати, о воротах, вернее — надвратной башне на Пикк-Ялг. Вначале она была деревянной. Существующая ныне башня-ворота сооружена в 1380 году. В каменной кладке стены, обращенной к Вышгороду, сохранились четырехугольные пазы для решетки из толстых дубовых перекладин, обитых для прочности железными прутьями. В случае опасности решетку опускали на железных цепях. На башенной стене со стороны Нижнего города можно и сейчас видеть стержни от петель, бывших когда-то на воротах. Деревянные створки ворот (их давно нет) были обиты огромными коваными гвоздями с большими шляпками. В 9 часов вечера ворота закрывались.
Существовали и до сих пор существуют еще одни ворота на Пикк-Ялг. Это тоже старинный ход на Вышгород. В XIV веке вместо деревянной башни над воротами была сооружена каменная, которую впоследствии соединили со стоящим рядом с ней домом. Окованные железными гвоздями, шляпки которых были размером чуть ли не с чайное блюдце, двери появились в XVII веке. Ворота выводят на маленькую изогнутую улочку, получившую название Люхике-Ялг (Короткая нога). Спустившись по каменным ступеням недлинной лестницы, вы очутитесь на одной из старинных улиц Нижнего города — Ратаскаеву, прямо у здания бывшей церкви Нигулисте.

© Copyright 2008 Portal-1.ru