Главная Ссылки Связь 


Это один из древнейших памятников зодчества. Первое письменное упоминание о нем относится к 1316 году. В начале XV века церковь начали перестраивать, и она получила вид базилики. Здание служило не только храмом и надежной крепостью, но, по-видимому, еще и складом для хранения особо ценных товаров. На высоком западном фронтоне находился люк, через который с помощью блоков товары спускались в просторные помещения, находящиеся под сводами церкви. Между прочим, церковь Нигулисте построена на средства купцов и названа именем святого Николая — покровителя мореплавателей. Внутреннему убранству церкви, представляющему большую художественную ценность, угрожала гибель в смутное время реформистских погромов 1524 года, и только находчивость и предусмотрительность сторожей спасли это богатство: все замки на входных дверях были залиты свинцом.
Здание сильно пострадало во время последней войны. Однако некоторые ценности удалось спасти. В их числе — резной деревянный алтарь работы любекского художника Гермена Роде, изготовленный в 1482 году, каменные надгробия, гербы, эпитафии, семи-свечное паникадило. Серебряная дарохранительница, сделанная таллинским мастером Гансом Риссеноергом в 1474 году, находится сейчас в Эрмитаже. К числу наиболее интересных сохранившихся ценностей, несомненно, относится уцелевшая часть знаменитой картины «Пляска смерти», принадлежащая кисти известного любекского художника Бернта Нотке (прибл. 1440—1509). Распространенный в средние века сюжет о бренности жизни и уравнивающей всех смерти воплощен на картине с большой выразительностью. Картина, вернее, сохранившаяся ее часть, реставрирована московскими художниками.
НигулистеВозле церкви в начале прошлого века устраивались традиционные летние двухнедельные ярмарки. К югу от церковного здания стоит старая липа. Дерево это считается древнейшим в городе, у него даже есть имя — Кельхская липа. По преданию, под ней похоронен бывший пастор церкви Нигулисте, известный летописец Кристиан Кельх, умерший в 1710 году от свирепствовавшей в городе чумы. В своей «Истории Ливонии» (1695 г.) он писал: «Эстляндия и Лифляндия — царство небесное для помещиков, рай для пасторов, золотое дно — для чужеземцев и ад — для крестьян». Церковь Нигулисте, как интереснейший памятник древнего зодчества, находится под охраной государства. В течение многих лет велись реставрационные работы по восстановлению здания. В музее-концертном зале Нигулисте проходят вечера старинной музыки. Неподалеку от Нигулисте, в конце улицы Ратаскаеву, где она упирается в городскую крепостную стену, стоит маленький одноэтажный дом, ничем, казалось бы, не примечательный, но в давние времена даже пройти мимо него было страшно. Упоминание же о хозяине этого дома повергало людей в ужас. И как могло быть иначе, если жил здесь палач, на мече которого были выгравированы зловещие слова: «Милость и верность божья возобновляются каждое утро, поднимая меч, я помогаю грешнику обрести вечную жизнь».
Но не только меч помогал бедным грешникам совершить путешествие в вечность. Изображенные на лезвии меча виселица и колесо красноречиво указывали и на другие возможности получить «милость божью». Точная копия этого орудия средневекового правосудия хранится в филиале Таллиннского городского музея, который находится в здании Ратуши.
Верховная власть в Нижнем городе, как и судейская, находилась в руках магистрата. По уголовным делам решение магистрата было окончательным, по гражданским можно было обращаться с апелляцией в магистрат Любека, а в период правления шведов — в придворный суд в Стокгольм. Но эти апелляции чаще всего помогали лишь богачам - те могли откупиться.

© Copyright 2008 Portal-1.ru